Вечные. Ускользающие храмы рязанской глубинки
Шел 2015 год. Осень. Мы с Машей — молодые журналист и фотограф, готовые двигать горы и совершать подвиги. Я занимаюсь ирландскими танцами. После одной из тренировок моя подруга Ася вдруг делает предложение, от которого невозможно отказаться: поехали, говорит, посмотрим на разрушающиеся храмы. А Наташа — тоже ирландский танцор — будет за рулем.
Именно так команда из четырех девчонок на черном внедорожнике отправилась в свое первое путешествие по рязанской глубинке. Мы осматривали храмы, описывали их состояние, фиксировали на фото, общались с местными жителями и предлагали посильную помощь. А потом не смогли остановиться и продолжили ездить по деревням.
В этом году исполнилось девять лет с той поездки. За плечами осталось 44 храма и более 50 деревень, которые мы посетили за это время. И мы решили повторить первоначальную поездку — снова объехать первую «великолепную пятерку» церквей и посмотреть, настолько ли беспощадно время, если люди все-таки дают ему отпор.
Маршрут: Рязань — Лом — Бетино — Пёт — Нестерово — Протасьев Угол — Рязань. Маршрут отлично подойдет любителям автомобильных путешествий, увлеченным храмовой архитектурой и историей русской глубинки.
Протяженность маршрута: 490 километров или 9 часов пути без остановок и любований красотами.
Можно ли с собакой: можно! Мы же в этот раз не брали с собой Мику, потому что она решила отдохнуть после поездки по Рыбновскому району.
Лом
Первой точкой нашего путешествия стал храм в селе Лом Касимовского района. Существует предание, что местный священник похоронил свою юную дочь на территории храма в золотом платье. Точного описания убранства, конечно же, никто не знает. Но, судя по всему, наряд и правда был на редкость ценным, раз эта легенда до сих пор толкает кладоискателей на поиск истины.
Местные же расходятся во мнении: одни считают, что никакого платья никогда не было, другие — что клад все-таки нашли чернокопатели.
Но все это становится не так важно, когда ты видишь храм своими глазами. Тут никакого золота не надо — он сам — настоящая драгоценность рязанской земли. Стоит себе в глухом селе с деревянными домами и косыми заборами, в болотце отражается, колоколенкой кланяется.
Информации об этом храме мало. Может быть, поэтому он быстрее прочих обрастает легендами. Даже точную дату постройки определить сложно: то ли XVIII век, то ли XIX. Хотя исследователи находят в нем элементы XVII века. Во внутреннем убранстве храма все еще можно разглядеть исчезающие следы былого великолепия — в деревянном резном иконостасе, когда-то полностью расписанном киноварью, оливковым и синим, уже не сохранилось икон, роспись стен и свода уже настолько бледная, что ее не сразу удается рассмотреть.
Местные жители стараются отбить церковь у беспощадного времени и сохранить этот чудесный пример сельской храмовой архитектуры. Девять лет назад вид у храма был более плачевный, чем сейчас, заметны результаты реставрационных и консервационных работ. В храме проводят службы. А это значит, что бой за историческое наследие еще не проигран.
Координаты храма: GPS 54.852585, 41.314166.
Бетино
Храм в селе Бетино — наш общий любимец. Коренастый, похожий на пирожок. Помню, как в первый наш визит он покорил своими сохранившимися фресками и разноцветной плиткой.
По преданию, на месте села Бетино когда-то стояла татарская орда во главе с полководцем Бехметом — отсюда и первая версия появления названия села. По второй версии, название Бетино происходит от слова «бетин», что означает поперечную балку в лодке, которая держит борта. Возможно, когда-то давно в этих краях добывали дерево для лодок. И до сих пор лес вокруг села — памятник природы областного значения.
Сельский храм в Бетине построили в середине XIX века. В годы советской власти он был заброшен, потом и вовсе стал разрушаться. Попытки сохранить памятник архитектуры начались около двадцати лет назад. За это время удалось стянуть и укрепить стены, законсервировать алтарную часть. Людей в селе осталось мало — все делается своими силами и на пожертвования.
Когда в этот раз мы увидели церковь с металлическими стяжками стен — сердце екнуло от радости. Неужели удастся остановить разрушение? Но, как вы, наверное, догадываетесь, главное в храме — купол. А с куполом здесь проблемы. Мы зашли в храм и увидели трещины по своду. А еще — корни деревьев. Как сказала Ася, это тот случай, когда корни лучше не трогать — они одновременно и разрушают, и поддерживают постройку. Но сейчас разрушения достигли такого масштаба, что просто замазать трещины не получится. Чтобы сохранить храм, купол рано или поздно придется перебирать.
Церковь в Бетине носит имя Казанской иконы Божией матери и даже упоминается во врачевательных крестьянских заговорах XIX века. «Утишители болезней» Касимовского уезда часто проговаривали следующее: «Матушка Пресвятая Богородица Гырацкая, Пятцкая, Лымовская, Тамбовская, Казанская, Рязанская, Перьинская, Шосниская, Битьинская (та самая из села Бетино) соединитесь, соберитесь, утишитя все скорби и болезни. Аминь».
Это свидетельствует о том, что церковь села Бетино была довольно известной и востребованной. Да и население тогда было гораздо больше, чем сейчас.
Приезжайте на нее посмотреть! Она очень хороша.
Координаты храма: GPS 54.787373, 41.480168.
Пёт
Существует легенда, что на этой земле раньше работали железные рудники: добыча металла шла полным ходом. Всего их было шесть, но именно пятый отличался от собратьев особым богатством. Местные работяги ласково прозвали пятый рудник «пятаком». Позже это название подхватили и жители. «Сходить на Пятак» стало поговоркой. Наименование в честь богатого рудника надолго прилипло и к самому селу. В годы советской власти село переименовали в Колхоз имени Крупской, а когда много десятилетий спустя решили вернуть историческую справедливость, установили табличку с названием Пёт.
Подлинной истории возникновения названия мы и правда не знаем. Однако местный храм жители округи испокон веков называли Пятцким.
От легенд — к реальности. До революции Пёт действительно слыл одним из самых больших и богатых сел уезда, а Пителино, в чье районное подчинение населенный пункт входит сейчас, выглядело по сравнению с Пётом захолустной деревенькой.
Численность населения в Пёте превосходила 3600 человек, а люди с одного конца села не знали жителей с другой части. Чем бы местные ни занимались, все у них получалось хорошо. Крахмальный завод работал — возили продукцию в Индию. Уголь и лес добывали — отправляли в Прибалтику.
От легенд — к реальности. До революции Пёт действительно слыл одним из самых больших и богатых сел уезда, а Пителино, в чье районное подчинение населенный пункт входит сейчас, выглядело по сравнению с Пётом захолустной деревенькой.
Численность населения в Пёте превосходила 3600 человек, а люди с одного конца села не знали жителей с другой части. Чем бы местные ни занимались, все у них получалось хорошо. Крахмальный завод работал — возили продукцию в Индию. Уголь и лес добывали — отправляли в Прибалтику.
На месте деревянной церкви в начале XIX века появилась новая кирпичная. Строилась она по архитектурному проекту молодого гражданского инженера Александра Молокина. Церковь в неорусском стиле стала его дипломной работой, причем, уникальной. После Пёта Молокин храмов больше не строил и занялся городской архитектурой. Много знаковых зданий было возведено им в Харькове.
А храм в Пёте остался одним из немногих уцелевших представителей неорусского стиля в России и едва ли не единственным в Рязанской области.
За девять лет путешествий в Пёт мы приезжали четырежды и каждый раз боялись на храм даже дышать, чтобы не сглазить. Заброшенный и разрушенный в советское и раннее постсоветское время, Пятский храм сегодня стал живым воплощением упорства неравнодушных жителей.
Перечислять, какие ремонтные работы выполнили местные пенсионеры, мы не будем — все это хорошо видно на сравнительных фотографиях.
Но отдельно хочется сказать о небольшом краеведческом музее, который открылся на втором этаже церкви. В маленькой комнатушке тесно и светло, как в горнице. Пахнет деревом и сухими травами, а еще — книгами. Здесь даже потихоньку работает старинный граммофон и, если прислушаться, можно услышать голос Шаляпина.
В Пёте люди в прямом смысле слова по кирпичику восстанавливают историю и по частицам собирают, сохраняют воспоминания о деревенском быте.
А еще здесь просто очень красиво и душевно. Обязательно приезжайте в Пёт. Этот храм сумеет вас удивить.
Координаты храма: GPS 54.623037, 41.679293.
Нестерово
Этот храм словно с порога заявляет: таких, как я, вы еще в жизни не видели! Во всяком случае, именно так я подумала, когда мы приехали в Нестерово впервые. Величественный двухэтажный храм с высоченной колокольней стоит в глуши и зарастает бурьяном. А внутри — сохранившиеся фрески с россыпью серебряных звезд на синем фоне. Тогда церковь показалась волшебной, таинственной. Спустя годы мало что изменилось в ощущениях. Правда, не так давно храм в Нестерове вошел в федеральный проект по охране и были выделены средства на его поддержание. Это отличная новость. Такие произведения архитектурного искусства терять нельзя.
История храма тоже довольно интересная. Селом Нестерово, в котором в 1707 году был построен этот чудо-храм, долгое время владели помещики Ушаковы. Потом Ушаковы породнились с Волконскими, что стало основой прекрасной литературной легенды. По некоторым данным, сын помещика Волконского ушел добровольцем в Тульские войска в период Первой мировой войны. И, кто знает, может быть, именно этот реальный человек стал прототипом князя Болконского в романе Льва Толстого «Война и мир». Почему именно он, спросите вы? Да просто, помимо фамилии, у нестеровских Волконских был еще один знаменательный атрибут — дуб, который до сих пор растет возле храма.
Этот храм похож на корабль. Большой и несокрушимый. Идущий сквозь время, ожидающий, что когда-нибудь в него вдохнут новую жизнь. Успейте увидеть его таким.
Координаты храма: GPS 54.509667, 41.813670.
Протасьев Угол
Этот храм мы всегда оставляем напоследок, потому что любим приключения. Когда солнце падает к закату, а мир утопает в первых сумерках и туманах, Чучковский район начинает играть с путешественниками в прятки. То дорога оборвется за пятьсот метров до выезда на федеральную трассу, то люди выходят с вилами и начинают жечь костры, то река, которой нет на карте, преграждает путь.
Спасская церковь в Протасьевом Углу стоит на высоком берегу за речкой, спрятанная от людских глаз кленовыми и сосновыми зарослями. Она давно не действующая, но, судя по внутреннему убранству, люди сюда приходят ставить свечи до сих пор. Вдалеке от дорог и жилых домов, в этой глухой тиши лучше думается.
еральную трассу, то люди выходят с вилами и начинают жечь костры, то река, которой нет на карте, преграждает путь.
В XV веке Великий князь Московский Василий Темный пожаловал дворянам Протасьевым наделы под Рязанью, и с той поры имена членов старинного рода неразрывно связаны с историей нашего края. В число их земель входило село Угол — и у этого названия есть забавная легенда. Считается, что князь пожаловал Протасьеву столько земель, сколько он сможет объехать за день. Но тот замахнулся на такую территорию, что к вечеру уже заблудился и был вынужден срезать путь. Так и получился угол — угодья вышли кривыми.
Спасская церковь Протасьева Угла была сооружена в 1792–1795 годах и представляет собой композицию из четырех ротонд: храма, двух приделов и алтаря, с прямоугольной западной частью и колокольней. Она была задумана как родовая культовая святыня, а не обычный сельский храм. Возле стен до сих пор сохранились обломки старинных надгробий.
Из действительно необычного — храм в Протасьевом Углу является братом-близнецом храма Космы и Дамиана в Москве, спроектированного знаменитым архитектором Матвеем Казаковым. Московская церковь признана одним из наиболее оригинальных произведений зрелого московского классицизма. И кто бы мог подумать, что точно такое же произведение искусства можно встретить в рязанской глуши. Однако секрет невероятного сходства прост: Протасьевы были вхожи в высший свет и вполне могли нанять архитектора Казакова для строительства приусадебного храма. К тому же и сам архитектор в Рязани бывал наездами.
В Протасьев Угол приезжайте на закате. Не пожалеете.
Координаты храма: GPS 54.256211, 41.295061.
Советы путешествующим
Если вы держите путь со стороны Рязани, поезжайте Клепиковско-Касимовской трассой. Она будет чуть длиннее, но зато вы сможете по дороге «зацепить» еще несколько великолепных локаций:
— Тума и ее Троицкий храм, расписанный учениками Васнецова GPS 55.148671, 40.556232.
— Погост и его белоснежная Приображенская церковь GPS 55.009445, 41.161532.
— Гусь-Железный и храм Баташевых GPS 55.055659, 41.159931.
— Когда поедете от двухэтажной церкви села Нестерово, возьмите правее и доберитесь до села Каргашино, чтобы посмотреть на живописные развалины имения фон дер Лауница GPS 54.396183, 41.734339. Об этом месте мы обязательно расскажем подробнее в следующем путеводителе.
Что еще пригодится в дороге?
Заправка «Роснефть» на пути от Спас-Клепиков к Туме GPS 55.138651, 40.220821 — ключевая точка, когда мы путешествуем в этом направлении. Здесь можно подкормить и машину, и себя.
«Пятерочка» попадется в Гусе-Железном GPS 55.052723, 41.161443.
В Сасове есть заправки, в том числе «Змей Горыныч» на выезде из города GPS 54.297239, 41.869604. Так как населенный пункт большой, тут можно найти продуктовые магазины и кафе.
А когда выберетесь из Протасьева Угла и выйдете на М5, уже не будет проблем с заправками и перекусом. Ближайшая «Роснефть» будет ждать вас в Путятине GPS 54.169443, 41.102656.
Счастливого пути! И делитесь впечатлениями.
Текст Дарьи Копосовой
Фото Марии Илларионовой