История одного экспоната.Рязанский художественный музей. | ![]() |
13 мая 2020 В музее представлена картина И.И.Шишкина «Опушка леса» (1890). «Опушка леса» была приобретена в 1961 г. у жительницы Рязани Е.Д.Троповицыной. По воспоминаниям бывшего главного хранителя музея Татьяны Павловны Щегловой, владелица распродавала картины, купленные ее мужем в Ленинграде. Он собирал пейзажи и, помимо «Опушки леса», в музей поступило три произведения А.И.Мещерского («Берег реки с валуном» 1878, «Сосновый лес» 1897, «Перед грозой») и одно произведение Е.Е.Волкова («Весна» 1883).
Судя по изображенному ландшафту, перед нами один из видов Карельского перешейка, где Шишкин часто работал летом во второй половине 1880-х гг. Скорее всего, здесь изображен Сестрорецк. В этом убеждает сравнение «Опушки леса» с большой картиной Киевского музея русского искусства «Пески», которая была написана в 1887 г. по натурным материалам, собранным в Сестрорецке летом 1886 г. В обоих случаях изображен один, с узнаваемым рельефом, участок дюн на берегу Финского залива. Принятое в музее название «Опушка леса» не совсем точно, условно.
Шишкин очень любил Сестрорецк, вернее, его окрестности, куда впервые попал еще будучи учеником Академии, в 1857 г. Если композиция «Песков» напоминает о картине «Среди долины ровныя», где главный герой — огромный дуб — один, то композиция «Опушки леса» восходит к картине «Рожь», где таких героев несколько. И поскольку центр в рязанской работе рассредоточен, основную роль в ее организации начинает играть ритм фронтального ряда сосен, их чередование.
Камерный формат почти не умаляет общей монументальности образа, которая обеспечивается композицией с низким горизонтом. Как и в других произведениях Шишкина, в «Опушке леса» чувствуется типичное для художника переживание мощи и величия русской природы.
На обороте написано: «Многоуважаемому Николаю Алексеевичу Атрыганьеву от Шишкина 1890 14 октября Питер». Работа подарена автором коллеге, пейзажисту Атрыганьеву, о котором мало что известно. Видимо, художники вдвоем работали на одной натуре. В таком случае, — это подарок со смыслом. Воспроизведенный в ней вид призван напоминать Атрыганьеву о сестрорецкой природе, бывшей для него и Шишкина общим источником вдохновения.
И.И.Шишкин «Опушка леса» (1890)
Читайте также |
![]() |
|
| ![]() |