Баба рязанская: примерить на себя | ![]() |
28 ноября 2019 Перевоплощение В зал, на столах которого разложены малознакомые мне предметы яркой женской верхней одежды позапрошлого и прошлого веков, заглядывает директор Центра народного творчества Елена Михайловна Шаповская.
Фотосессия
Пока Анна и Екатерина Соколова «создают» из нас настоящих рязанских баб, постоянно дискутируя на тему принадлежности того или иного предмета наряда той или иной рязанской местности, Татьяна Кудимова готовится к фотосъемке. Каждый поворот головы, походку, положение рук, которые моментально меняются, стоит облачиться в рубаху-поневу-занавеску (запон), ей нужно не просто зафиксировать, но и главное — передать наши ощущения.
– Какие же вы красивые и нарядные в этих костюмах, — отмечает остановившаяся возле нас дама. — Прямо загляделась.
Екатерина Детушева:
– Наши рязанские крестьянки были самыми настоящими модницами. Яркие цвета в одежде, многослойность нарядов, обилие тканых расшитых поясов и бус. Даже самые простые деревенские жительницы хранили в своих сундуках несколько нарядов. И в пир, и в мир. Покрой, орнаменты, которыми украшали костюмы, — все это не просто складывалось десятилетиями, на формирование того или иного вида костюма влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия населения. И даже — положение женщины в обществе. На мне, например, сценическое воплощение праздничного комплекта костюма касимовской замужней женщины. Он сделан из современных материалов, но визуально имитирует этнографический костюм. Очень ярко и красиво смотрятся со сцены затканные рукава. Рубаха была главным элементом любого русского костюма. И ее подол, рукава и ворот, а иногда и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами. Поверх рубахи надевали ту самую поневу, которую, как гласит рязанская пословица, из-за кремля видно. Это один из самых красивых, ярких, самобытных элементов южно-русского, а в нашем случае — рязанского, касимовского костюма. Она была обязательной частью гардероба замужней женщины. Чаще всего изготавливалась из шерстяной ткани в клетку, а подол ее украшался узорами и вышивкой. Еще одним элементом одежды, свидетельствующим о замужестве женщины, был обязательный головной убор, скрывающий волосы женщины. На мне платок, сделанный в России на современном оборудовании по образу и подобию знаменитых барановских и карабановских платков. Красный цвет оттенен белым, для чего под основной платок подложен другой. Рязанские модницы хорошо понимали, что такая белая полоска выгодно оттеняет цвет загорелого в поле лица, придавая всему образу женщины особую нарядность.
Татьяна Клемешева: – На мне праздничный девичий костюм села Секирино Скопинского района. Его носили от момента полового созревания до замужества и именно в нем шли под венец. Костюм состоит из длинной кумачевой ситцевой рубахи с расшитыми цветными лентами манжетами и подолом, поверх которой надевается белая шерстяная глухая шушка — неразрезной халат. Ситцевые рубахи появились на селе довольно поздно: в основном одежду шили из домотканого полотна, а покупать его на базаре было дорого. Завершает комплект алый узорчатый плат, который повязывается особым образом — «домиком» и по-девичьи под подбородком, и длинный, тканый и расшитый мелкими металлическими пайетками и бисером пояс — девушка носила такой только раз в жизни, в день своей свадьбы. После замужества костюм убирался в узел, и затем женщину обряжали в него уже для похорон. Рождение, половое созревание, свадьба и смерть считались «пограничными» событиями для человека, и одежда это отражала. Честно говоря, надевать одежду в разы старше меня мне не привыкать. Я много лет занимаюсь историческими танцами и знаю, что платье с корсетом, как и народный сарафан, заставляют выпрямиться и нести себя гордо. Правда, секиринский костюм тяжелее и по весу, и по заложенным в него смыслам: в нем мечтали о счастливой семейной жизни… Я незамужняя девушка, которая любит рок-стиль и тяжелую музыку, и тем интереснее ненадолго вжиться в роль степенной «молодухи». Думаю, каждой современной женщине нужно хотя бы раз в жизни примерить похожий образ, чтобы не забывать о связи поколений. Ведь наши прабабушки жили и мыслили иначе, но хотели примерно того же, что и мы — познавать окружающий мир, любить и быть любимыми.
Людмила Иванова:
– Сложно словами передать то, что чувствуешь, облачившись в эти одежды. Ощущения, честно говоря, противоречивые.
Подготовила Екатерина Детушева
https://rv-ryazan.ru/baba-ryazanskaya-primerit-na-sebya/ Читайте также |
![]() |
|
| ![]() |