EN
Рязанская область - Отдых в Рязанской области

В Рязанском кремле покажут древнерусские украшения

Версия для печати
17 сентября 2020

Во Дворце Олега открыта выставка «Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго», где представлены украшения и предметы личного благочестия, изготовленные средневековыми городскими ювелирами. Изделия из драгоценных металлов посетители могут увидеть в экспозиции музея, работы мастеров, работавших на рынок, для рядового горожанина — предмет этой выставки.


В древности люди вкладывали в украшение двойной смысл — собственно украшения и символа. Украшение являлось отличительным знаком родовой, племенной, социальной общности. Многие столетия ювелирные украшения через яркие зрительные образы создавали своеобразную визитную карточку своего владельца. Вместе с тем человек издревле стремился оберечь себя от бедствий и невзгод и делал это с помощью магических знаков, присутствующих на амулетах. Но человек не только верил в силу этих амулетов, а еще и любовался ими. Любовался блеском и красотой металла, камня, из которых они были выполнены. Древнерусское ювелирное мастерство испытывало влияние сразу нескольких культур. Мы можем видеть скандинавские мотивы викингов, изысканные исламские орнаменты, христианство, принятое от могущественной Византийской империи, связало Русь с ее высокой художественной культурой. Но наряду с христианством Русь долгие столетия сохраняла устойчивые языческие традиции. Сложная высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творческого воображения древнерусских ювелиров.


Подлинную виртуозность русские мастера проявили в обработке цветных и благородных металлов. Им были доступны решительно все технические приемы, известные в передовых странах тогдашнего мира. Для средневекового горожанина ценным было не только совершенство формы, виртуозное мастерство ювелира,  красота материала, но и духовное начало, заложенное мастером. Символические толкования формы, орнамента, изображения распространялись и на церковную утварь, и на предметы личного благочестия, вещи светского обихода, украшения.


Кресты-тельники или наперсные кресты в Древней Руси являлись обязательной принадлежностью каждого христианина, поэтому это был самый массовый и одновременно самый древний тип изделий. Формы и декор русских нательных крестов поражают своим разнообразием. Такой пестроты не знали ни Византия, ни и средневековая Европа. Несмотря на древнюю языческую традицию в орнаментации ювелирных изделий, противостояния между язычеством и христианством не было, скорее наоборот: крест как символ принадлежности к христианской общине, как предмет личного благочестия оказался наделённым народным сознанием значением оберега.


Рассматривать древнерусские украшения — занятие необычайно увлекательное и поучительное, но далеко не простое. Ювелир не только обязан был знать свойства материалов, с которыми работал, владеть высокотехнологичными приемами изготовления и украшения изделий, но и обладать знаниями и языческой мифологии, и ветхозаветных и евангельских текстов, знать священную историю и богословскую литературу, уметь в привычных образах передать идею, составляющую смысл украшения или предмета культа. Только освоив немалый культурный багаж, мы сможем попробовать побеседовать на равных с жителем средневекового русского города. 


Читайте также
Ближайшие события
Приезжайте в Рязань и верните 20 % от стоимости поездки
Праздники и фестивали
Всероссийский фестиваль народного творчества имени А.П. Аверкина
Блог
Иконостас Успенского собора в Рязани
Туры
Рязань умелая
Достопримечательности
«Музей обороны и тыла»
Виды туризма
Медицинский туризм
\ О регионе

\ Путеводитель
\ Готовые туры

© 2012—2020 Министерство культуры и туризма Рязанской области. Туристский информационный центр Рязанской области.
Копирование материалов только с разрешения администрации сайта.