EN
Рязанская область - Отдых в Рязанской области

«Театр, театр…»: в Клепиках открылась новая выставка

Версия для печати
6 сентября 2019
5 сентября в Спас-Клепиковском отделе Государственного музея-заповедника С.А. Есенина открылась выставка «Театр, театр…». Посетители могут увидеть произведения рязанских художников из фондов областного художественного музея им. И.П. Пожалостина. 

Театр во все времена привлекал внимание художников фееричностью сценического действия, актерской способностью к перевоплощению, безудержным весельем народного балагана. 

С XVIII столетия театр в городе был показателем образованности и высоких культурных запросов населения. Большое значение придавалось архитектуре театрального здания и его месту в городской среде. 

Тема театральных подъездов, блистающих огнями и заполненных нарядной толпой, стала одной из наиболее распространенных в живописи и графике второй половины XIX-XX веков. Примером могут послужить представленные на выставке работы В.Д. Дубинина (1910-1982). Как театральный художник, он умел мастерски использовать смешанную технику исполнения, одновременно применяя акварель, гуашь, фломастеры, цветные чернила, тушь и перо. 

С середины 1960-х годов тема театра в изобразительном искусстве получила новое развитие. Главным лейтмотивом живописных и графических работ послужило сценическое действие, трактованное как иллюзия, перевоплощение, обман. Неслучайно одним из ключевых персонажей этого времени стал Арлекин. В картинах рязанского художника В.И. Николаева (р. 1951) тема перевоплощений интерпретирована как расплывающиеся в нашем восприятии образы Арлекина, Фокусника или Актрисы, у которых много лиц, но каждое — ускользающая от нас иллюзия. 

Широкое распространение в искусстве 1970-х годов получили мотивы театрального закулисья, причудливо соединяющие прошлое и настоящее, воображаемое и реальное. Бутафория и костюмированные персонажи нередко выглядят в них более реальными, чем образы современников. Таким предстает мир за театральной сценой в серии графических работ М.К. Шелковенко (р. 1954), выполненной в сложных техниках гравюры на металле. 

Еще одной важной гранью раскрытия театральной темы в последней трети ХХ столетия стали изображения народных балаганов. «Классическим» героем этого смехового действия был Петрушка. То, что недопустимо было говорить подданным государства, позволялось условному персонажу с его иносказательными, но всем понятными шутками. Отсюда вполне закономерным выглядит интерес художников к теме театра кукол, образам странствующих актеров, олицетворяющих собой личную и творческую свободу.
Тема театра неисчерпаема. Какой она предстанет в интерпретации, нынешней эпохи станет понятно со временем. Но, очевидно, что театр, как и его образ в изобразительном искусстве, реагирует на все социальные процессы и общественные запросы. 

Адрес: Спас-Клепики, ул. Урицкого, 47, 
Тел.: +7 (49142) 2‑66-66

\ О регионе

\ Путеводитель
\ Готовые туры

© 2012—2019 Министерство культуры и туризма Рязанской области. Туристский информационный центр Рязанской области.
Копирование материалов только с разрешения администрации сайта.