EN
Рязанская область - Отдых в Рязанской области

Рязанские легенды: печать хана Батыя

Версия для печати
18 мая 2020

В 1237 году в Иоанно-Богословский монастырь нагрянул татарский отряд. Внук Чингиз-хана, Батый, наслышанный о больших богатствах монастыря, вознамерился их присвоить. Главной святыней монастыря считалась древняя икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанная, как говорит монастырское предание, бедным византийским мальчиком, пастушком гусей, по прозвищу Гусарь[1], и подаренная одному из рязанских князей в XIII веке.


Предположительно, эта древняя икона была привезена в Рязанскую землю византийской принцессой Евпраксией, женой Федора Юрьевича, сына великого рязанского князя Юрия Ингваревича. Федор Юрьевич стал первым князем, погибшим от рук Батыя во время татаро-монгольского нашествия.


Молодая княгиня, услышав горестную весть о гибели мужа, бросилась на землю вместе с малолетним сыном со стопы высокого терема и разбилась насмерть. Как повествует монастырское предание, при атаке на Богословский монастыря Батый был устрашен видением Иоанна Богослова, после чего ослеп[4]. Хан повелел приложить золотую печать к древней иконе, и тогда к нему вернулось зрение.

Постоянные татаро-монгольские набеги и последующие вторжения крымских и ногайских татар одно время обходили стороной Богословский монастырь, поскольку обитель была защищена охранной печатью монгольского предводителя. Однако в XV веке крымские татары впервые нарушили запрет Батыя и сожгли монастырь. В XVI веке обитель два раза разорялась татарами. С течением времени монастырь несколько раз менял свое местонахождение, оказываясь, то в «кологороднм стане, на украйне, на Острозе»[5], то в соле Высокое Михайловского уезда[6]. В конце концов, он был перемещен на окраину Рязанской земли, в Окаемово-Пощупово, «в двадцати пяти верстах от губернского города Рязани, внутри дач села Окаемово или Пощупово»[7], где он и находится.


В 1653 году рязанский архиепископ Мисаил использовал Батыеву печать на позлащение водосвятной чаши[8]. Приведем описание чаши и историю ее появления:

«В ризнице, принадлежащей Кафедральному собору, находятся следующие достопримечательности: 1) Водосвятная чаша серебряная, и снаружи и внутри вызолоченная. На ней изсечены три надписи: одна снаружи, вокруг всей чаши; другая внутри — на плоскости дна, вокруг прекрасно чеканом изображенной Голгофы и Иерусалима; третья на исподе дна. Надпись нарисована вокруг чаши: “Лета 7161 (1653) году, Индикта 6. Божиею Милостию, при державе благовернаго и христолюбиваго Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всеа Русии Самодержца, и его благоверной и христолюбивой Царице и Великой Княгине, Марии Ильиничне, и при Великом Господине Святейшем Никоне, Патриархе Московском и всеа Русии, зделана бысть сия водосвященная чаша в богоспасаемый град в Переславль Резанский во Святую, Соборную и Апостольскую Церковь Пречистый Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения и Святых Страстотерпцев Христовых благоверных и Великих Князей Русских обою брату пополу, Бориса и Глеба, нареченных во святом крещении Романа и Давида, иже во Святых Отца нашего Василия Епископа Резанскаго Чюдотворца, не церковнаго серебра и золота из домовые казны, повелением Великого Господина Преосвященнаго Мисаила, Архиепископа Резанского и Муромского, в третие лето владычества своего”.


Внутри чаши изсечен водосвятный стих, который читается так: “Спаси Господи люди своя, и благослови достояние свое, победы благоверному Царю нашему на сопротивныя даруя, своя сохраняя крестом люди”.


Третья надпись на исподе дна:

“Состроена сия чаша повелением смиреннаго Мисаила, Архиепископа Резанскаго и Муромскаго в соборную Церковь Пречистыя Богородицы на Резань 160. А весу в ней 30. А золотых пошло на позолоту (количество не указано. — В.С). А за дело мастеру дано 55 руб. А вся она стала ценою (сумма не указана — В.С.)”[9].


Таким образом исчезла золотая печать Батыя, которая бережно хранилась насельниками монастыря в течение нескольких столетий. А чаша хранится в фондах рязанского историко-культурного музея-заповедника.


Примечания:
1. Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Зарайск, 1884. Т. I. С. 140.
2. Описание Свято-Иоанно-Богословского монастыря, находящегося в Рязанской епархии. Рязань, 1998. С. 21.
3. Там же.
4. Там же. С. 14-15.
5. Там же. С. 11.
6. Там же. С. 12.
7. Там же. С. 9.
8. Там же. С. 23.
9. Пискарев А. Обозрение древностей и достопримечательностей г. Рязани и ея уезда // Рязанские губернские ведомости. 1845. №10. Неофициальная часть. С. 59.


Источник: “Легенды Рязанского края”, В.Семин. Фото А.Луканцов. 


Читайте также
Новости
Всероссийская есенинская неделя
Ближайшие события
День гончара
Праздники и фестивали
День города
Туры
Открывая для себя Россию
Достопримечательности
Рязанский кремль
Виды туризма
Культурно-познавательный туризм
\ О регионе

\ Путеводитель
\ Готовые туры

© 2012—2020 Министерство культуры и туризма Рязанской области. Туристский информационный центр Рязанской области.
Копирование материалов только с разрешения администрации сайта.