EN
Рязанская область - Отдых в Рязанской области

Баба рязанская: примерить на себя

Версия для печати
28 ноября 2019

Перевоплощение

В зал, на столах которого разложены малознакомые мне предметы яркой женской верхней одежды позапрошлого и прошлого веков, заглядывает директор Центра народного творчества Елена Михайловна Шаповская.
– Работаете, девочки? Молодцы!
И цепко окинув взглядом происходящее и действующих лиц, обращаясь ко мне лично, спрашивает:
– А что же вы: в кроссовках? Подождите!
Уже к концу своего перевоплощения я переобуваюсь в удобную пару туфель без каблука. Ни один нюанс не упущен слаженным коллективом настоящих единомышленников, которые постоянно увлеченно дискутируют между собой на тему сохранения народного костюма. Все. Образ завершен. Из журналистки из 2019 года я превращаюсь в деревенскую замужнюю даму из года так 1919-го. И тот факт, что я — из рязанской губернии, а еще точнее — из касимовской деревни, что я замужем и у меня есть дети — все это «зашито» в тот самый наряд, который на меня надела Анна Щетинина. В поисках аутентичной одежды, а также интересной информации о том, как и чем жили в нашей рязанской глубинке, Анна провела не один день и даже месяц, колеся по селам и деревням. Она знает о каждой детали костюма и о том, что эта деталь символизирует.


Фотосессия

 

Пока Анна и Екатерина Соколова «создают» из нас настоящих рязанских баб, постоянно дискутируя на тему принадлежности того или иного предмета наряда той или иной рязанской местности, Татьяна Кудимова готовится к фотосъемке. Каждый поворот головы, походку, положение рук, которые моментально меняются, стоит облачиться в рубаху-поневу-занавеску (запон), ей нужно не просто зафиксировать, но и главное — передать наши ощущения.
А они действительно ошеломляющие. Голову в двойном платке нести хочется высоко и гордо. Длинные юбки не дают делать большие шаги — походка сама собой становится плавной. А благодаря расшитым рукавам руки так и тянет красиво сложить на груди. Одежды на нас праздничные, не будние. В таких лишь на свадьбы да в церковь ходили. Например, после многодневных трудов в полях и закончившейся жатвы наряжались бабы в свои самые яркие «сряды» (наряды) да и шли на церковную утреннюю службу в честь Успения Богородицы. Так что, несем мы себя гордо. А рязанцы, которые становятся невольными зрителями этого действа, с удовольствием останавливаются и рассматривают нас.

– Какие же вы красивые и нарядные в этих костюмах, — отмечает остановившаяся возле нас дама. — Прямо загляделась.


Екатерина Детушева:

 

– Наши рязанские крестьянки были самыми настоящими модницами. Яркие цвета в одежде, многослойность нарядов, обилие тканых расшитых поясов и бус. Даже самые простые деревенские жительницы хранили в своих сундуках несколько нарядов. И в пир, и в мир. Покрой, орнаменты, которыми украшали костюмы, — все это не просто складывалось десятилетиями, на формирование того или иного вида костюма влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия населения. И даже — положение женщины в обществе. На мне, например, сценическое воплощение праздничного комплекта костюма касимовской замужней женщины. Он сделан из современных материалов, но визуально имитирует этнографический костюм. Очень ярко и красиво смотрятся со сцены затканные рукава. Рубаха была главным элементом любого русского костюма. И ее подол, рукава и ворот, а иногда и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами. Поверх рубахи надевали ту самую поневу, которую, как гласит рязанская пословица, из-за кремля видно. Это один из самых красивых, ярких, самобытных элементов южно-русского, а в нашем случае — рязанского, касимовского костюма. Она была обязательной частью гардероба замужней женщины. Чаще всего изготавливалась из шерстяной ткани в клетку, а подол ее украшался узорами и вышивкой. Еще одним элементом одежды, свидетельствующим о замужестве женщины, был обязательный головной убор, скрывающий волосы женщины. На мне платок, сделанный в России на современном оборудовании по образу и подобию знаменитых барановских и карабановских платков. Красный цвет оттенен белым, для чего под основной платок подложен другой. Рязанские модницы хорошо понимали, что такая белая полоска выгодно оттеняет цвет загорелого в поле лица, придавая всему образу женщины особую нарядность.


Татьяна Клемешева:

– На мне праздничный девичий костюм села Секирино Скопинского района. Его носили от момента полового созревания до замужества и именно в нем шли под венец. Костюм состоит из длинной кумачевой ситцевой рубахи с расшитыми цветными лентами манжетами и подолом, поверх которой надевается белая шерстяная глухая шушка — неразрезной халат. Ситцевые рубахи появились на селе довольно поздно: в основном одежду шили из домотканого полотна, а покупать его на базаре было дорого. Завершает комплект алый узорчатый плат, который повязывается особым образом — «домиком» и по-девичьи под подбородком, и длинный, тканый и расшитый мелкими металлическими пайетками и бисером пояс — девушка носила такой только раз в жизни, в день своей свадьбы. После замужества костюм убирался в узел, и затем женщину обряжали в него уже для похорон. Рождение, половое созревание, свадьба и смерть считались «пограничными» событиями для человека, и одежда это отражала.

Честно говоря, надевать одежду в разы старше меня мне не привыкать. Я много лет занимаюсь историческими танцами и знаю, что платье с корсетом, как и народный сарафан, заставляют выпрямиться и нести себя гордо. Правда, секиринский костюм тяжелее и по весу, и по заложенным в него смыслам: в нем мечтали о счастливой семейной жизни… Я незамужняя девушка, которая любит рок-стиль и тяжелую музыку, и тем интереснее ненадолго вжиться в роль степенной «молодухи». Думаю, каждой современной женщине нужно хотя бы раз в жизни примерить похожий образ, чтобы не забывать о связи поколений. Ведь наши прабабушки жили и мыслили иначе, но хотели примерно того же, что и мы — познавать окружающий мир, любить и быть любимыми.


Людмила Иванова:

 

– Сложно словами передать то, что чувствуешь, облачившись в эти одежды. Ощущения, честно говоря, противоречивые.
На мне праздничный женский костюм села Ермолово Скопинского района. Такую одежду могла носить уже взрослая женщина, которая выдала замуж дочь или женила сына. На голове — платок. Объем под ним по бокам создают косы, закрученные в шишечки. На шее — бисерные разметки, ожерелки, гайтан. Основа костюма – ярко-рыжая рубаха с наплечными украшениями — полетами, расшитыми тесьмой с цветочным орнаментом и пайетками. Сама рубаха с подставой, то есть та ее часть, что скрыта под поневой, сделана из другого материала. Понева — в крупную клетку с ребрышками по бокам и из плотной шерстяной ткани, что было характерно именно для той местности. Разноцветные ленты украшают нижнюю часть поневы — подольник.
Самая, пожалуй, нарядная часть этого женского костюма — передник, называемый еще занавеска (ударение на второй слог). Передник сшит из прямоугольного куска кумача, собранного в мелкие складочки по верхнему краю и выложенного разноцветными лентами и тесьмой — по нижнему. На талии — богато расшитый пояс с продольными полосами, орнаментом в виде ромбов и бахромой внизу. Важно, что все края тканей женского костюма были обработаны; не должно быть ни одного голого среза ткани. Это имело обереговый смысл. Считалось, что через открытый край одежды к человеку может попасть нечистая сила и навредить ему.
С одной стороны, наряд кажется объемным и даже громоздким. После моего повседневного лаконичного casual-комплекта (джинсы, майка, жакет) одежды слишком широки и многослойны. Но, с другой стороны, старинный наряд так устроен, что заставляет выпрямить спину, нести себя с неким достоинством, то есть, как говорили раньше, «плыть павой». Костюм дает истинное ощущение женственности, благодаря ярким цветам делает женщину заметной, но вызывающе это не выглядит. Это тот самый случай, когда одежда определяет ход мыслей и поведение — хочется быть мудрой и немногословной.




Подготовила Екатерина Детушева
Фото Татьяны Кудимовой

https://rv-ryazan.ru/baba-ryazanskaya-primerit-na-sebya/


Читайте также
Новости
Музей истории леденца отмечает день рождения
Ближайшие события
День рождения музея-заповедника «Усадьба Худекова»
Праздники и фестивали
«Сабантуй» — традиционный татарский праздник
Туры
Сплав по р.Пре
Достопримечательности
Музей истории молодёжного движения
Виды туризма
Экологический туризм
\ О регионе

\ Путеводитель
\ Готовые туры

© 2012—2020 Министерство культуры и туризма Рязанской области. Туристский информационный центр Рязанской области.
Копирование материалов только с разрешения администрации сайта.